В год «юбилея» двух крупнейших наводнений в Петербурге-Петрограде-Ленинграде, если здесь вообще применимо это слово, мы вместе с художницей Ириной Петровой и историком, архивистом Алиной Дмитриевой порассуждаем о том, как мы можем сегодня работать с такими непростыми фактами истории с помощью методов современного искусства, и о том, как наводнение 1924 года отразилось в визуальных источниках своего времени.
Встреча пройдет оффлайн и онлайн.
Формат участия вы сможете выбрать при регистрации.
I. Artist talk Ирины Петровой о работе «Мой дом — это я?»,
посвященной наводнению 1824 года
Инсталляция «Мой дом — это я?», собранная из 160 глиняных домиков с интегрированными в них волосами, была создана Ириной в рамках лаборатории куратора Екатерины Васильевой «Нарвская Застава. Фик(са)ция» и представлена на выставке в пространстве PROGRAFIKA на Старо-Петергофском проспекте в июле-августе 2024, где и будет проходить встреча.
В основу работы легли исторические события 1824 года, когда в Санкт-Петербурге случилось крупнейшее наводнение. Большой урон тогда получила в том числе Нарвская застава, где в основном жили рабочие с семьями. Наводнение тогда унесло жизни 160 человек, а их дома были полностью разрушены. На примере наводнения художница порассуждает о том, как любая трагедия такого масштаба в первую очередь касается жизни обычного человека и его дома. Также поговорим о том, как локальную историю прошлого можно вписать в контекст глобального настоящего средствами современного искусства.
Ирина Петрова — петербургская художница. Работает с графикой, скульптурой, инсталляциями, часто обращается к теме памяти и работе с архивами. Основная область исследований — жизнь человека в сложные исторические периоды.
II. Лекция Алины Дмитриевой о визуальных источниках по наводнению 1924 года. Наводнение 23 сентября 1924 в фотографиях, рисунках, карикатурах
Ровно сто лет назад, 23 сентября 1924 года, в Ленинграде произошло одно из самых разрушительных наводнений за всю историю города — 380 см выше ординара. Его можно назвать самым запечатленным в мировой истории: в фотографиях и рисунках очевидцев, кинохронике, газетных рисунках и карикатурах, открытках, а также в многочисленных дневниках, воспоминаниях, фельетонах, газетных сводках и архивных документах. Кому из фотографов удалось сделать первые снимки наводнения? Какие тайны хранят детские рисунки? Как ошибки и недочеты высмеивали сатирические журналы? Обо всем этом мы поговорим на лекции — и посмотрим, как наводнение затронуло именно Нарвскую часть.
Алина Дмитриева — историк, архивист, специалист по фотоархивам, участник творческого объединения «Красный Матрос», один из авторов альбома «Про наводнение 23 сентября 1924 года в Ленинграде» (2024). Альбом можно будет полистать и при желании приобрести.
PROGRAFIKA — открытое творческое пространство в районе Нарвской заставы, основанное художницей Евгенией Матвеевой. Здесь проводятся выставки, лекции, мастер-классы, артист-токи, книжный клуб и другие мероприятия. Адрес: Cтаро-Петергофский проспект 31/2П.
Очным участникам предоставляется приятный бонус: скидка 10% на напитки в кофейне «Кофе Кошка Мандельштам», которая находится в пространстве. Промокод на скидку придет в письме накануне события.
Все участники получат запись встречи.
Организатор — Дана Макаридина, автор просветительского проекта о печатной графике и книжной культуре CUT, куратор лаборатории по изучению эго-документов и иллюстрированию дневников из фондов Центра «Прожито» — Прожито/Нарисовано, проходящей с апреля по декабрь 2024 в Библиотеке книжной графики в Петербурге (хэштег #прожитонарисовано в тг и вк).
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.