На седьмом семинаре «Золотая буква. Искусство книги» встретимся с двумя современными типографами, которые продолжают старинные традиции ручного набора сегодня и изучают историю печатного дела не только по книгам, но и на практике. От Ивана Гулькова услышим истории об американских странствующих печатниках, а от Руслана Князева узнаем о движении частных книгопечатен private press.
I. Иван Гульков (Новосибирск / Сан-Франциско) — типограф, мастер высокой печати, словолитчик, переплетчик, владелец печатной студии Pillowface Press
Бродячие типографы (tramp printers). Авантюристы печати XIX века
Вплоть до семидесятых годов двадцатого века, пока фотонабор не разрушил старинный уклад типографий, по американским просторам бродило великое множество печатных бродяг (tramp printers) перебиваясь случайной работой, дрейфуя из города в город. Подобно русским офеням, эти странники были чудесными рассказчиками, много повидавшими на своём пути и умевшими увлекательно об этом поведать. Нередко печатники, бригадиры, редакторы газет засиживались до утра, слушая истории их жизни, новости, окрестные сплетни. Иван немного расскажет об их жизни, быте старых типографий фронтира — и поделится парочкой таких историй.
PILLOWFACE PRESS — небольшая печатная студия, где Иван экспериментирует с ручным набором и фотополимерными клише.
«До недавнего времени типографское дело было одним из самых традиционных и консервативных ремесел. Инструменты и приемы ручного набора, по сути, не менялись целых пятьсот лет. Шрифты отливались вручную, каждая буква и каждый пробел были физически осязаемы и несли отпечаток руки своего создателя. С приходом компьютеров все изменилось. Набор стал делом легким и эфемерным: бесконечный выбор шрифтов, бесчисленные возможности верстки, ограниченные лишь воображением дизайнера. Но некоторым все еще близки старинные традиции. Их радует гармония строки, набранной вручную, и легкий след от давления металлических литер на бумаге. Им важны малейшие различия между оттисками, им нравится запах свежей типографской краски. Я пришел в дизайн, влюбившись в компьютеры. А любовь к дизайну привела меня к леттерпресс-печати».
II. Руслан Князев (Санкт-Петербург) — мастер ручного набора и высокой печати в издательстве «Редкая книга из Санкт-Петербурга», издатель («Князев и Мисюк»), преподаватель направления «Коммуникационный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ.
Private Press: частные книгопечатни в Северной Америке
Руслан расскажет о движении частных книгопечатен, которые выпускают малотиражные рукотворные книги со вниманием к материалу, набору и переплету. Рассмотрим феномен private press c момента его зарождения в Англии конца XIX века вплоть до современных издательств такого толка в США и Канаде.
Другие выступления Руслана по истории и практике типографского дела:
Организаторы:
Борис Соколов, профессор кафедры теории и истории искусства РГГУ, автор проекта «Сады и время»
Дана Макаридина, куратор, художник, автор просветительского проекта о печатной графике и книжной культуре CUT
Если вы зарегистрировались на событие, организатор должен был прислать вам ссылку. Если этого не произошло, обязательно свяжитесь с ним.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.